Женская баня на зоне наше время. Как устроена жизнь в женской колонии (22 фото)

Вчера, в воскресенье, я целый день читала ужасные ужасы про женские тюрьмы, а сегодня, в понедельник, я проснулась и пошла в баню. Надо сказать, что я люблю ходить в баню, в общественную, где много разных голых женщин. В целом, хороших. Но когда сегодня я представила, что нам придется провести вместе не полтора часа, а, к примеру, полтора года - мне стало не по себе. Сходство с тюремными способами самоорганизации и установления иерархии меня насторожило. Женщины.
Во-первых, в бане всегда есть свои котировки. Если у тебя нет вполне определенного набора всяких принадлежностей - ты не в теме. Предложишь проветрить в парилке - могут легко сказать: «сначала шапочку надень, а потом нас учи». Если же у тебя, наоборот, слишком много всяких примочек - то на тебя смотрят с ухмылкой. «Общака» там нет, так что всё, что ты можешь сделать для всеобщего блага - это не выёбываться. Интересно, что сама телесность (худоба, полнота, строение тела) значения не имеет. Голое тело присутствует как бы по умолчанию, как нечто обязательное для пребывания там. Подобно приговору в тюрьме.
Во-вторых, «масти» в женской бане, как и в тюрьме, назначаются самопроизвольно и очень связаны с возрастом. Наиболее мужеподобные и взрослые женщины (обычно их несколько), берут на себя поддержание нужной температуры в парилке. Тем, кто помоложе, они часто указывают на количество листьев с однозначным намеком «подмели бы, раз сидите, женщины все-таки». Те же немногие смельчаки, которые прыгают в ледяной бассейн (очень холодный) могут мгновенно получить право контролировать температуру: «пусть-пусть поддаст, она знает толк, видела, как она в ледяной воде-то плещется?»
В-третьих, всегда есть противостояние между группами. Те, кто в данный момент следит за парилкой, самоустановленные «блатные», являются объектами сквернословия тех, которые ждут, пока «парильщицы» уйдут, и когда вторые, наконец, смогут сделать все по-своему, конечно же, лучше. А пока они ждут, они сидят на банных скамьях (напоминающих нары) и, порой даже очень злостно, обо всем этом шепчутся.
В-четвертых, ситуативность взаимопомощи. Женщина, которая вызывается мылить тебе спину (даже иногда знакомый ранее тебе человек) легко может наговорить про тебя гадостей или просто неловких подробностей, как только ты переступишь порог парилки. Ты уходишь, а она остается в вынужденных условиях самых разных разговоров. Допуск к телу здесь ничего не значит.
В-пятых, всегда есть безусловные «другие». Например, обильно татуированные барышни. Или девушки с пирсингом. Для русских банщиц они все еще являются диковинкой, и я ни разу не видела, чтобы с ними заговаривали. Второй тип «других» - это посетители vip-залов, с которыми обычных банщиц объединяет общая парилка (они входят в ту же парилку через другую дверь). Их называют «эти» и очень часто вспоминают. «Ну что, эти-то появлялись сегодня?». К управлению температурой их чаще всего не допускают, да и выходят-то они редко.
Когда ты находишься в раздевалке, и очередная женщина покидает баню, она обязательно прощается, говорит «спасибо», «с легким паром» и улыбается. Платки-капюшоны она организовывает очень долго, как будто бы это посещение для нее было уникальным и ей очень сложно покидать это место. Сегодня еще одна женщина почему-то сказала мне «Храни тебя Господь». (Кстати, иногда женщины крестятся, перед тем как зайти в парилку).
Ну, конечно же, все это делается как бы в шутку, как будто раз ты голая - то сто лет своя. И еще ты своя, потому что ты - женщина. И еще, потому что это всё на полтора часа. Но я могу представить, как все это оборачивается истеричной мелочной жестокостью, тупой и беспощадной. И как не оборачивается таковым у мужчин. Такая вот история.

Вчера, в воскресенье, я целый день читала ужасные ужасы про женские тюрьмы, а сегодня, в понедельник, я проснулась и пошла в баню. Надо сказать, что я люблю ходить в баню, в общественную, где много разных голых женщин. В целом, хороших. Но когда сегодня я представила, что нам придется провести вместе не полтора часа, а, к примеру, полтора года – мне стало не по себе. Сходство с тюремными способами самоорганизации и установления иерархии меня насторожило. Женщины.
Во-первых, в бане всегда есть свои котировки. Если у тебя нет вполне определенного набора всяких принадлежностей – ты не в теме. Предложишь проветрить в парилке – могут легко сказать: «сначала шапочку надень, а потом нас учи». Если же у тебя, наоборот, слишком много всяких примочек – то на тебя смотрят с ухмылкой. «Общака» там нет, так что всё, что ты можешь сделать для всеобщего блага – это не выёбываться. Интересно, что сама телесность (худоба, полнота, строение тела) значения не имеет. Голое тело присутствует как бы по умолчанию, как нечто обязательное для пребывания там. Подобно приговору в тюрьме.
Во-вторых, «масти» в женской бане, как и в тюрьме, назначаются самопроизвольно и очень связаны с возрастом. Наиболее мужеподобные и взрослые женщины (обычно их несколько), берут на себя поддержание нужной температуры в парилке. Тем, кто помоложе, они часто указывают на количество листьев с однозначным намеком «подмели бы, раз сидите, женщины все-таки». Те же немногие смельчаки, которые прыгают в ледяной бассейн (очень холодный) могут мгновенно получить право контролировать температуру: «пусть-пусть поддаст, она знает толк, видела, как она в ледяной воде-то плещется?»
В-третьих, всегда есть противостояние между группами. Те, кто в данный момент следит за парилкой, самоустановленные «блатные», являются объектами сквернословия тех, которые ждут, пока «парильщицы» уйдут, и когда вторые, наконец, смогут сделать все по-своему, конечно же, лучше. А пока они ждут, они сидят на банных скамьях (напоминающих нары) и, порой даже очень злостно, обо всем этом шепчутся.
В-четвертых, ситуативность взаимопомощи. Женщина, которая вызывается мылить тебе спину (даже иногда знакомый ранее тебе человек) легко может наговорить про тебя гадостей или просто неловких подробностей, как только ты переступишь порог парилки. Ты уходишь, а она остается в вынужденных условиях самых разных разговоров. Допуск к телу здесь ничего не значит.
В-пятых, всегда есть безусловные «другие». Например, обильно татуированные барышни. Или девушки с пирсингом. Для русских банщиц они все еще являются диковинкой, и я ни разу не видела, чтобы с ними заговаривали. Второй тип «других» - это посетители vip-залов, с которыми обычных банщиц объединяет общая парилка (они входят в ту же парилку через другую дверь). Их называют «эти» и очень часто вспоминают. «Ну что, эти-то появлялись сегодня?». К управлению температурой их чаще всего не допускают, да и выходят-то они редко.
Когда ты находишься в раздевалке, и очередная женщина покидает баню, она обязательно прощается, говорит «спасибо», «с легким паром» и улыбается. Платки-капюшоны она организовывает очень долго, как будто бы это посещение для нее было уникальным и ей очень сложно покидать это место. Сегодня еще одна женщина почему-то сказала мне «Храни тебя Господь». (Кстати, иногда женщины крестятся, перед тем как зайти в парилку).
Ну, конечно же, все это делается как бы в шутку, как будто раз ты голая – то сто лет своя. И еще ты своя, потому что ты – женщина. И еще, потому что это всё на полтора часа. Но я могу представить, как все это оборачивается истеричной мелочной жестокостью, тупой и беспощадной. И как не оборачивается таковым у мужчин. Такая вот история.

Сохранено

« Самым тяжелым в тюрьме была масса женщин . То , что ты находишься в четырех стенах и ничем не можешь заняться - у тебя руки связаны . Ты не можешь реализовать свои планы . Все потупляется , все погашается , разум и рассудок теряются »

Реальность такова, что жизненное пространство заключенных в РФ всегда ограничено. Так, например, по словам одной из заключенных, практически все про-странство колонии - это запретная зона, есть лишь скамейка прямо у двери барака и небольшая площадка для курения.

Недостаток частного пространства в наших исправительных колониях усугубляется сверхпубличной природой самого публичного пространства. На площадке для построения, на производстве, в спальне заключенные всегда в толпе; у них нет даже относительной привилегии - иметь за спиной закрытую дверь тюремной камеры и хотя бы ненадолго остаться под наблюдением только службы тюремной охраны.

Двадцать наших молодых респонденток назвали довольно странный набор мест на территории колонии, где они могут побыть в одиночестве: самое популярное из них в зимнее время - сушилка для одежды и ботинок, затем комната психолога, лавка в прогулочной зоне, место «за церковью» и библиотека.

Некоторые адаптируются к отсутствию частного пространства, для других это может стать самым сложным испытанием в заключении. Интересно, насколько по-разному реагировали на вопросы о проживании в многонаселенных бараках девушки и взрослые женщины. В одной из подростковых колоний мы просили девушек оценить, где, в каких местах в колонии им удобней. Практически все двадцать 14–18-летних наших собеседниц указали в качестве таковых именно спальни (барак), оценивая их в 4 или 5 баллов, а кухне, производственной зоне, административному блоку и классным комнатам они дали более низкие оценки. И наоборот, женщины во взрослых колониях больше сетовали на недостаток личного пространства именно в общих спальнях. Они также жаловались на постоянную активность, шум и нарушение частной территории и в других местах, что провоцирует стрессы, рост беспорядков, насилия и членовредительств.

Любые попытки «приватизировать» хотя бы часть публичного пространства пресекаются администрацией колонии. Например, женщинам не разрешается украшать свое спальное место и тумбочку фотографиями или какими-то картинками. Даже зачастую необходимая сушка нижнего белья в дневное время на спинке кровати может повлечь за собой наказание не только самой нарушительницы, но и всего отряда. Никаких личных вещей не может быть и в душевых и туалетах, при этом двери в душевых просто отсутствуют.

« В каких - то колониях есть организованная самодеятельность , но в моей этим занимались сами осужденные . Если мы решим развеселить наши выходные , мы придумаем какой - то концерт . Конкретно администрация этим не занималась . У нас не было условий проводить такие мероприятия : ни аппаратуры , ни зала . Я сама была хореографом . Места для репетиций не было , нас пустили в СУС - помещение со строгими условиями содержания , пока оно не начало заполняться нарушительницами . Аппаратуры тоже не было , поэтому все затупилось . Бумбокс мы просили у милиции . Если они посчитают нужным нам его выдать - хорошо , если нет , то нет . Там каждый суслик - агроном ».

Заключенным разрешается иметь один выходной в неделю и две недели в год отпуска. В течение дня все обязаны соблюдать общий режим подъема, приема пищи и отбоя, а «свободное» время проводить в общих местах коллективного отдыха или спорта, участвуя в какой-то общей деятельности. Находиться в спальнях в промежуток между утренним и вечерним построением нельзя. И если характерной чертой тюрем в Великобритании является недостаток занятости, то российская система исправительных учреждений, наоборот, старается, чтобы заключенный всегда был чем-то занят. «Свободное» время четко лимитировано и очень часто структурировано.

Как сбежать от всех

« Конечно , постоянное присутствие людей напрягает . К психологу в кабинет сходить - тоже проблема . Не всегда к нему удается попасть . Да осужденные больше психологи , чем са ма психолог ! Нынешняя еще ничего , а до нее были такие , которые всем видом показывали : мы лучше , у нас самые лучшие наряды , самые лучшие брошки - сережки , а вы тут никто . И не только показывали , но и обсуждали это на своем языке . Колония кабардино - балкарская , содер жатся там и русские , и кабардинки , и балкарки , и чеченки , но в администрации работают кабардинцы . Обязательно должен присутствовать русский язык , правильно ? Они же не имеют права обсуждать что - либо на своем языке . А вдруг она что - то про меня говорит или замышляет ? Но когда мы требовали говорить по - русски , нам отвечали : “ Куда вы суетесь ?”»

Чтобы выжить в колонии, женщинам-заключенным необходимо собственное приватное пространство. В поисках хоть какого-то уединения после работы или в выходные дни они могут ненадолго использовать для этого и не очень надежные и опасные укрытия или ищут укромные места на территории.

Это могут быть сушилка, библиотека, комната психолога, церковь, лазарет: те заключенные, которые уж совсем отчаялись, могут попытаться убедить психолога дать им возможность полежать некоторое время в лазарете или просто посидеть у него в кабинете пару часов - там обычно есть звуковое оборудование, имитирующее плеск морской волны или голоса птиц, могут звучать и гитарные переборы, а иногда это все сопровождается визуальными образами. В ИК-14 в Мордовии (той самой, в которой отбывают наказание Надежда Толоконникова и Евгения Хасис, а раньше содержалась юрист ЮКОСа Светлана Бахмина) психологическая комната в реабилитационном центре украшена фреской, изображающей в реальном масштабе дорогу, пересекающую реку и ведущую к храму.

« Осужденная прибывает в колонию - ей выдают брюки , пиджак и рубашку . Их положено менять каждый год , что не делается . В одной и той же форме можно проходить и три года . И всегда обязательно платок . В цеху его можно снять - круглосуточно в нем находиться нереально . И еще тяжело зимой : форменная рубашка - деревянная . То есть ты на голое тело надеваешь рубашку , которая колом стоит , а под нее ничего надеть нельзя . Если под рубашкой теплая кофта , на работу не пускают : переодевайся . А холода быва ют разные , на голое тело эту рубашку - нереально холодно . По праздникам можно пользоваться косметикой . Иногда . Наверное , чтобы особо не выделялись среди их женщин . Тушь , неяркую помаду можно , а вот боевой раскрас нет . Женщинам , которые привыкли так ходить на воле , приходится отвыкать ».

Тюремная одежда - это обычно серая или синяя саржевая юбка или штаны (в зависимости от колонии), блузка, телогрейка для улицы и платок, который женщины должны носить все время, пока не вернутся ночевать в бараки или камеры. Именно эти платки особенно раздражают женщин. Объяснение, которое мы получили от персонала на вопрос, почему платки так необходимы, заключалось в том, что у заключенных может появиться неверное представление, что они и их надзирательницы равны.

« Были осужденные , которых задевало то , что администрация одевается заметно лучше их . Но я считаю : сотрудники есть сотрудники , они должны одеваться по форме . Нас же они заставляют надевать форму ! Так и они должны носить форменную обувь , форменную одежду , но этого не делалось , они могли прийти в гражданском . Что же они от нас требуют

Из интервью начальника воспитательного отдела одной из женских колоний: «Вот, как педагоги, мы изучали, что педагог должен быть одет как-то приятно, чтобы на него ученики смотрели, не отвлекались и так далее. Если ты не так выглядишь, то не пройдет у тебя хорошо урок. Так и тут».

« Ты приходишь с работы , хочешь помыться , но нужно ждать , когда включат горячую воду . Бывает , в котельную вообще забывают позвонить . Бывает , девочки уходят работать в но чь , приходят в пыли , в грязи , а горячей воды нет . Остается мыться холодной , все болеют , медикаментов нет . На все болезни выдают анальгин . Неважно , чем ты заболела , у тебя одно средство - анальгин . Есть баня , но она раз в неделю . Душа нет , на 200 человек два кранчика . У каждой осужденной есть свои тазики . Из них моешься , поливаешься ковшиком или какой - нибудь баночкой . И это в помещении без дверей и без света . Зимой - как хотите , так и мойтесь . Туалет на улице на 8–10 мест . Ну как туалет Пробитые дыры в по лу , изо всех щелей дует . Там невыносимо ».

Смысл всех этих гигиенических ограничений в том, чтобы сделать привычные действия рискованными, опасными для здоровья, вынудить человека принять новые правила повседневного поведения. Все они максимально регламентированы. Наши респондентки рассказывали, что, например, на утренние гигиенические процедуры отводилось от 10 до 25 минут для всех заключенных барака, независимо от количества мест в туалетах.

Через дисциплину проявляется власть нормы: подогнать всех под один шаблон, принудить к субординации, послушанию, к неукоснительному исполнению всех пунктов правил распорядка. В результате человек лишается права уединиться даже для самого интимного туалета, а его тело выставляется на всеобщее обозрение.

Жизнь в бараке заставляет всегда быть на виду. Лишенный частной жизни, человек теряет возможность контролировать свои действия, отвыкает действовать самостоятельно, привыкает к тотальному надзору на внешнем и внутригрупповом уровне и подчинению. Лишение возможности поддерживать чистоту - тоже механизм ужесточения контроля, причем не только со стороны администрации, но и заключенных над заключенными, контроля друг за другом. Происходит усвоение внутригрупповых гигиенических правил и норм: низшее положение в групповой иерархии занимают «грязнули», то есть те, кто не поддерживает чистоту белья и тела. При этом c соблюдением элементарных гигиенических норм вечно возникают сложности.

Вода и туалет - о проблемах с ними, практически слово в слово повторяя друг друга, говорили все женщины. «Туалетный коллективизм» - пожалуй, одно из самых удивительных открытий советской пенитенциарной системы, надежно оберегаемый дополнительный инструмент унижения человеческого достоинства и способ полного и окончательного уничтожения приватного пространства.

Чем грозят проблемы с администрацией

«C о стороны администрации , конечно , все бывает : и конфликты , и рукоприкладство . Нам могли неделями не давать горячей воды для мытья , а женщине без этого никак . Приходилось разговаривать с администрацией - это не помо гало . Мы писали объяснительные , разъясняли свои права на бумаге . Никаких мер не предпринималось . Когда мы шли к милиции , они нам закрывали рот : “ Нам тоже есть что вам сказать , мы вам много поблажек даем ”, - хотя никаких поблажек не было . Предупреждали : еще раз рот откроете тут или при какой - нибудь комиссии - мы вас порвем . Могли ударить : это Кабардино - Балкария , все женщины - сотруд ницы темпераментные , мужчины тем более . В основном ру ку поднимали мужчины . Горячий кавказский темперамент проявлялся : женщина не может сказать ни слова , ты должна потуплять взгляд и слушать . Наши русские женщины боролись с этим - не каждая такое перенесет ».

Еще один аспект ущемления человеческого достоинства - это моральные и физические унижения, которым подвергаются женщины со стороны охраны. Администрация колонии вообще не рассматривает унижение как проблему. А то, что любым внешним наблюдателям кажется унижением, расценивается как неотъемлемая часть наказания или воспитательного процесса.

Сама идея тюремного наказания предполагает лишение одного главного права - права на свободу перемещения. На деле же получается, что вся эта система не только ограничивает свободу, но и делает все, чтобы показать заключенным, что они «не люди»: через особую организацию пространства, распорядка дня, введение множества дополнительных правил, которые не прописаны в официальных документах, но поддерживаются как формально, так и неформально. В том числе и через усложнение быта, поддержания гигиены, процедуры личного обыска и т. п.

Создание искусственных сложностей, ограничений и отказ от всего, что составляет естественные потребности - душа, стирки, обеспечения гигиеническими принадлежностями, в том числе прокладками, - вызывает полную депривацию. В разных колониях ситуация, конечно, складывается по-разному, и в последнее время ее пытаются изменить, но принцип депривации и демонстрация заключенным их «недочеловечности» остаются.

« Вот раньше , при коммуняках , я знала : если я делаю то - то , это стоит 10 суток ШИЗО , я делаю это - это мне обойдется в 15 суток ШИЗО , все было строго регламентировано . То есть если ты что - то нарушал , ты знал , что ты за это будешь отвечать , готовься . А сидели жестко . Карцер ! Ну , не карцер , а ШИЗО , это в тюрьме карцер , а в зоне ШИЗО называется . Но суть одна и та же . А сейчас вообще поразительная вещь происходит . У них же есть тест на наркотики . Вообще , по УИКу это злостное нарушение - употребление наркотиков . Вот , например , тест показывает , что да , можно ее в ШИЗО посадить . Но это же минус баллы , поэтому пишут рапорт : за нарушение формы одежды . Это тоже нарушение , которое ты через три месяца снимаешь и спокойно идешь по УДО ».

Ключевой легальной санкцией, к которой могут прибегнуть в колонии для наказания «постоянных нарушителей режима», является помещение их в штрафной изолятор (ШИЗО) или в карцер (помещение камерного типа). В изоляторе, что видно из самого названия, заключенные лишаются контактов с внешним миром. Обычно они 23 часа в сутки сидят взаперти, и один час отводится прогулке на площадке.

Когда заключенный поступает в ШИЗО, он должен сдать все, что на нем и с ним, в том числе и одежду, и теоретически получает такую же, но, по словам заключенных, она все же тоньше обычной робы. Женщины-заключенные говорят, что ШИЗО - самое проклятое место и там постоянно испытываешь страх. По нынешним законам заключенный может быть отправлен в изолятор максимум на 15 дней и не больше чем на два месяца в течение года.

Помещения камерного типа же существуют для заключенных, которых администрация тюрьмы хочет отделить от отряда на более длительный период. Они чем-то похожи на камеры, рассчитанные на несколько человек. Как правило, заключенные в них содержатся от трех до шести месяцев с возможностью полуторачасовой прогулки в день. Обычно женщины, которых приговорили к ПКТ, автоматически подпадают под правила, введенные в колониях строгого режима: им разрешено ограниченное количество посещений и не более трех посылок за год.

Особо упорные нарушители внутренних правил колонии не всегда возвращаются в свои отряды. Когда заканчивается срок их пребывания в ШИЗО, их могут перевести в специальный отряд с очень жесткими условиями содержания. В соответствии с официальной переписью заключенных ФСИН за 2009 год, доля женщин, к которым были применены подобные санкции, сократилась с 45,5% всех заключенных женщин в 1989 году до 21,0% (доля мужчин этой категории в 2009 году составляла 33,7%).

Как сохранить в себе человеческое

« Администрация прикармливала заключенных , чтобы они на нее работали , и нередко . Мужчина из администрации вызывает к себе одну : вот , мол , эта женщина хочет очень много знать , с ней надо поговорить . Взамен заключенной обещают поощрение : деньгами , грамотой . Ну , она идет к своим под ругам и решает с ними вопрос . Начинают над девчонкой из деваться , унижать ее , бить . Это чревато последствиями : могут лишить поощрения . Поэтому все молчат .

Они выводят на плац вне зависимости: дождь, снег, и ты стоишь на плацу, пока администрация не посчитает, что отряд можно завести в жилзону. Виновную никто не шпыняет: она ни в чем не виновата, это администрация натравливает. Все это понимают. Но если человек провинился и осознает, он просто просит прощения у всего отряда».

Отряд - это группа заключенных, собранных в одном месте. В женских колониях в отряды объединяют заключенных, осужденных за разные преступления, от тяжких до мелких, при этом все делят общее пространство барака, и к ним применяется единый подход в том, что касается образования, реабилитации, развлечений и разделения на рабочие бригады. По данным Министерства юстиции, в одном отряде может быть от 50 до 100 женщин (максимум 120 - для юношеской колонии), но обычно в отряде набирается от 100 до 150 женщин, а иногда и больше.

Женщина остается членом одного отряда на весь срок своего заключения, за исключением тех случаев, когда это представляет угрозу ее или чьей-либо еще безопасности, - тогда ее могут перевести в другой отряд или даже в другую колонию. Даже из карцера, больницы или комнаты матери и ребенка заключенная возвращается в свой отряд.

В сегодняшних колониях один из главных «авторитетов» - старшая дневальная, или завхоз. Казалось бы, невелика птица, но на деле это - «основная староста», что точнее передает смысл ее обязанностей и власти. Персонал и заключенные, у которых мы брали интервью, называли завхоза правой рукой начальника отряда и важнейшим звеном в переговорах между заключенными и руководством.

Ее роль состоит в «поддержании мира и гармонии» в отряде, перераспределении работ и обязанностей, инструктаже, как должна быть выполнена работа, распределении нар и передаче распоряжений от администрации. Она также является источником информации о других заключенных, хотя то, как она справляется с этой ролью, во многом зависит от ее собственной включенности в работу. Главная же награда для женщины, занимающей этот пост, - то, что у нее есть своя комната.

Конечно, то, что кажется завхозу вполне нормальным указанием, например перезаправить постель, потому что отряд потеряет очки в соревновании за чистоту, для заключенной, которая только что эту постель заправила, - очередная придирка и насилие. Но персонал, с которым мы разговаривали, настаивал на том, что упущения начальника отряда гарантируют нападки руководства, которые могут сказаться и на других заключенных.

«С некоторыми из заключенных я до сих пор общаюсь. Сре ди осужденных есть прекрасные люди, это не ничтожества, просто люди попали в такую ситуацию. Есть, конечно, те, кто считает тюрьму своим домом: идти им некуда, реализовываться они не хотят. Воля для них - временное место жительства. И потом, женщины есть женщины: конечно, это постоянные сплетни, интриги, без этого никак. Но если ты хочешь провести свой срок порядочно, ты не будешь выражаться, конфликтовать, а будешь вести себя так же, как на воле».

Важная форма манифестации «человеческого» в колонии - это дружба, любовь, секс и взаимная поддержка. Истории о романах, трагедиях, сопереживаниях и предательствах (не только в любви, но и в дружбе) так популярны в колонии не только потому, что это неистощимый источник сюжетов и эмоций, но и потому, что это одна из форм поддержания и подтверждения в себе человеческого, которое так контрастирует с общим фоном. Желание и реализация близости, физической или эмоциональной, - одна из форм протеста и преодоления власти и контроля режима.

« Если требуется , я говорю , что отсидела . А куда деваться ? Начнут проверять - узнают . Не нужно этого бояться . Да , бы ло . Но это с каждым может случиться . Да мне люди и не верят . Я очень хорошо выгляжу , у меня нет зоновского сленга , я обычный человек . Думают , я шучу , смеются надо мной ».

Сам факт осуждения и тем более заключения зачастую, как клеймо, превращает человека в глазах окружающих в «неморального» и «ненормального». Рассказывая свою историю, женщины либо разделяют жизнь на «до», «во время» и «после», демонстрируя как бы два разных своих «я», либо так растворяют «нежелательное» в рассказе о себе, что отделить «нормальное» от «ненормального» становится невозможным. Но не всегда граница между «до» и «после» столь очевидна, в некоторых случаях время, проведенное в колонии, становится лишь одним из эпизодов в череде жизненных перипетий.

Есть женщины в русских поселениях…

  • 57,2 тыс. женщин содержатся в учреждениях уголовно-исправительной системы.
  • 47,2 тыс. женщин отбывают наказание в исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях.
  • 9,6 тыс. женщин избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то есть они содержатся в СИЗО.
  • 13 домов ребенка открыты при женских колониях, в них проживают 796 детей

«Укажи мне Господи путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.» Псалтырь гл. 142.
Однажды в один из простых рабочих дней, уже после обеда в комнату вошла молодая красивая женщина. Всё хорошо, но уж очень большая. Я с восторгом и удивлением посмотрела на неё.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте хорошая. Небось спортсменка?
- Да, вроде того.
- Проходи, присаживайся. Телом ты здорова и ликом хороша, что же тебя привело сюда?
- Бабушка я жить не хочу и руки на себя накладывать боюсь.
- Камушек на душе?
- Это не камень, это глыба какая-то и носить его у меня уже нету сил.
- Да что же это за беда с тобой приключилась, что и свет белый стал не мил.
- Если я вам расскажу кто я такая вы меня не выгоните?
- Убийца что-ли?
- Да убийца. Я надзиратель женской тюрьмы.
В комнате наступила гнетущая тишина. В мыслях испросив у Господа благословения, дабы не осудить в душе пришедшую я тихонько взяла её за руку, прижала к своей груди и глубоко вздохнув промолвила:
- Я тебя очень внимательно слушаю.
Она сразу как-то осунулась, тело до этого постоянно находившееся в напряжении поникло и из больших глаз потекли обильные слезы. Немного пошмыгав носом она начала своё повествование.
- Зовут меня Ольга (имя изменённое). Мне 45 лет. Родилась и выросла в глубинке России в поселке городского типа, жители которого в основном работали на зоне, находящейся в пяти километрах от поселка. Нас у отца с мамой трое детей. Мать всю жизнь проработала санитаркой в больнице, а отец в охране на зоне. Жили в двухкомнатной квартире в большом барачного типа доме. Своего рода ведомственное жильё для работников тюрьмы. По окончании школы я в областном центре закончила училище на швею и вернулась домой. Дальше учить меня было не за что. Да и младшие наступали на пятки. Ростом, силой и здоровьем как видите я удалась на славу. Мать с отцом не знали как меня прокормить. Ела всё подряд, что только можно было есть. Замуж не предлагал никто и близко. Кому такая громадная нужна. Однажды мать в сердцах увидев пустую кастрюлю из-под борща не выдержала и упрекнула в том, что я скоро и их поем. Она права. Прокормить такую корову на их мизерные пенсии невозможно. Я и решилась. На другой день надев что-то более менее хорошее из одежды я пешком направилась в зону. Думаю может возьмут хоть посуду мыть, а вышло всё по другому.
В воротах спросили – Зачем пришла? И услышав, что хочу устроиться на работу молодые солдатики захихикав пустили на территорию. Стало страшно. Меня привели сразу к начальнику колонии. Небольшой хлипкий мужичёк с колючим, холодным взглядом окинул меня с ног до головы, как вещь на рынке. Потом кому-то что-то приказал по телефону, пригласил меня посидеть и подождать. Вскоре в кабинет вошли две здоровые тётки и ввели в наручниках девчушку, больше похожую на озлобленного мальчика. Мне в руки дали дубинку.
- Сможешь её ударить?
- А зачем?
- Просто ударить и всё. Не думая зачем.
- Нет не смогу.
И вдруг этот злой комок начал визжать и материться.
- Ага, что ссышь? Да я бы тебе эту дубинку вогнала по самое не хочу.
Девочка начала матерно ругаться. Я остолбенела, а потом ухватив дубинку стала её бить. В меня как-будто что-то вселилось. Я била её с таким остервенением, что меня еле смогли оттащить. Не знаю что со мной случилось, но с той минуты кроме зла и ненависти ко всему миру в моём сердце ничего больше не осталось.
Еле достав своей мелкой рукой до моего плеча начальник удовлетворительно похлопал и сказал, что берёт меня на работу и я пошла оформлять документы. Кроме всего прочего узнав о моей семье и квартирных условиях начальник выделил мне комнату прямо в зоне.
- Нечего ходить пешком на работу каждый день так далеко. Питаться тоже будешь здесь сколько тебе влезет.
От такого счастья я готова была убить любого, кто хотя бы косо смотрел на моего благодетеля. Так я начала зарабатывать себе на жизнь. Одежда и еда были бесплатными. Зарплату платили хорошую. Я даже младшим стала помогать. Они меня всегда ждали в гости, как снабженца, но не как сестру. На сберкнижке начала собираться солидная сумма. В своей работе я проявляла особое рвение и усердие. Скоро это почувствовали на себе все заключённые. Если из какой-нибудь камеры или на прогулке в мою сторону неслось что-то на подобие: Сука или зверь. Я смертным боем била всех в камере или тех, кто прогуливался. Вскоре выкрики прекратились. Попадало и храбрым и трусливым и вовсе невинным. Самым наглым и отъявленным портила лицо или после побоев не допускала медика покуда раны не начинали источать зловоние. Вновь прибывших полушепотом предупреждали о монстре среди надзирателей. Поглядывая в сберкнижку я всё надеялась заработать побольше и уйти с этой работы, но тут кто-то там у власти… Ах если бы мне его в руки решил, что народ зажил богато и в один миг людей раздели как проститутку. И у меня как у всех на сберкнижке оказался ноль без палочки. Тут я озверела совсем. Уж кажись и придраться не к чему было. Везде чистота, блеск, дисциплина какой нет ни в одних войсках. Я била их просто так. То за накрашенные губы, то за выщипанные брови. Мне казалось, что жизнь закончилась, а видеть изо дня в день и из года в год только одних воров, убийц и извращенцев у меня уже не было сил. И вот, однажды, мне приказали в актовом зале собрать человек двадцать заключенных. Желательно не грубиянок и аккуратных. Значит какое-то мероприятие, лекция, проверяющий или репортер какой-то приехал. Мои товарки по работе быстренько согнали всех более-менее надежных в зал и приказали сидеть тихо. Не перебивать выступающего. Так как других развлечений кроме работы, телевизора и пожрать у меня не было я тоже пришла в зал и села в первом ряду с краю. Заключенные сидели до того тихо, кажется и дышать перестали. А вот и лектор. Ожидавшие увидеть толстого лысого мужика с портфелем недовольно загудели, т.к. в дверях появилась худенькая, синюшная, в длинной рясе и платке, повязанном чуть ли не на все лицо и закрывающим весь лоб девушка.
- Монашка что-ли? Этого ещё нам не хватало.
- Небось под мужиком не была ни разу.
- Да кто на такую и позарится? Может быть шалава. Натаскалась, а теперь вот святую из себя корчит.
Я чуть повернув голову посмотрела на озлобившихся и расслабившихся заключенных. Все замерли.
- Мир вам сестрички- промолвило это что-то обтянутое кожей.
- Ну ты даешь. Нашлась сестричка. Может с нами хочешь остаться? – Загорланила рядом со мной сидящая с десятилетним стажем отсидки рыхлая деваха.
Я не задумываясь со всего маху ударила её дубинкой по башке. Из лопнувшей на голове кожи хлынула кровь. Зечка заскулила. И вдруг этот скелет в рясе срывает со своей головы белоснежный платок, бежит к только что оскорбившей её женщине и закрывает кровавую рану. То что мы увидели повергло нас в шок. Голова монашки была почти без волос. А с одной стороны, вместо кожи на лице тоненькая розовая плёночка даже видно пульсирующие жилки. Голову побитой мною зечки монашка прижимала к себе правой рукой, левая же висела плетью. Я зная выходки и характер своих подопечных легко, как пушинку переставила нашу странную гостью на её место и сказала, что посторонним запрещено приближаться к осужденным.
- Но ведь она же страдает – пролепетала монашка, прикрывая рукой окалеченную голову.
Я резким движением сорвала с головы одной из заключенных платок и накинула на голову страдалице: - На накинь и не жалей этих уродов. Они сами стали на такой путь.
Монашка ловко одной рукой повязала на голове платок и тут её понесло.
Голосочек оказался чистый и звонкий. Личико порозовело. Эта калека светилась, сияла и выглядела такой счастливой, что у меня вместо жалости появилась зависть. А ведь ей легче живется на белом свете- подумала я. Она любит одного ей ведомого Бога и Богородицу. Её любят в монастыре. А кому нужна я здоровая, сильная и злая как откормленные бультерьер? И говорил этот полузасушенный цветок о земной и посмертной жизни. Смотрю, а мои зечки все носы повесили.
- Так уж в ад попадем?
- Да сестрички. Если не покаетесь и не станете жить по заповедям Божьим, то попадете в ад.
- Ты что пришла нас агитировать в монастырь?
- Нет, мои миленькие. В монастырь берут только искренне раскаявшихся и прошедших многолетние испытания трудностями.
- Мы здесь. Хи-хи. Трудняки.
- Здесь вы трудитесь со злостью и всё что вы сделали пропитано вашим духовным состоянием. А в монастыре все несут послушание кротко. Со смирением, молитвой, обретая при этом от трудов своих радость.
- Ну да. Мы поняли – обретаете оргазм.
В зале поднялся хохот и улюлюкание. Я поднялась, врезала своей дубинкой нескольким наиболее шумным и покрыла их таким матом, что у бедной монашки слёзы полились градом.
- Господи! Прости, вразуми и помилуй творение Твоё.
- Во, во. Понаделал нас, а мы теперь здесь мучайся.
Я с интересом стала слушать и наблюдать за тем, как эта хлипкая хочет наставить на путь истинный всех разом: разъяренных убийц, проституток, наркоманок и просто моральных уродов. Одна из заключенных встала чтобы задать вопрос. Все остальные хихикали и фыркали видя её придуряющуюся и строящую из себя великую страдалицу. Она скорчила жалобное личико и приторно-тоненьким голоском пропищала:
- Сестра. Помолись о моём убитом ребёнке.
Монашечка внимательно посмотрела на кривляющуюся и спросила: Это о каком ребенке? Которого ты утопила в бане или о том, которого задушила пакетом, а потом пританцовывая и поя песню вынесла в мусорный бак? О каком молиться?
Зал ахнул.
- Ах ты сука. А мы тут жалеем её бедную, что невинно осуждена. Да сопли ей вытираем. А ну говори правда это или нет?
Монашка подняла свои глаза к небу что-то прошептала, потом перекрестилась сама и перекрестила всех шумящих. Наступила тишина.
- Страшный грех совершила ты сестра, но ещё страшнее то, что ты не только не каешься, но ещё и винишь родителей, что они не дали тебе тех материальных благ, которые есть у других. И тебе якобы из-за этого пришлось убивать новорожденных деток. Ты же не упрекала себя в том, что живешь во грехе и вместо того, чтобы учиться или работать ты кидалась на родителей упрекая их даже в том, что они тебя родили.
- А что это не правда? Я что просила их меня делать? – понеслось в ответ. - Они себе по молодости состряпали меня, а я теперь всю жизнь мучайся. Лучше бы утопили в ванной.
- Легче всего во всех своих грехах обвинять близких, чем самой трудиться и вести себя достойно. Родители в потустороннем мире будут страдать за свои грехи. А тебя, несмышлёную, нечистые будут то топить, то душить в пакете но при этом ещё и хохотать и петь. Тебе придется в аду претерпевать точно такие же муки, какие терпели твои невинные детки. Только ты не дала им вырасти упрекать тебя, как ты упрекаешь сейчас своих родителей. Будешь плакать и взывать о помощи да только там тебе никто не поможет.
- Ну и что. Это будет где-то там, а я сейчас живу. Да и есть ли оно там это никому не ведомо.
- Вот для этого и пришел Сын Божий Иисус Христос, чтобы указать нам путь в светлый мир, полный любви и радости. И если ты нахождение в заключении называешь жизнью, то что же для по настоящему жизнь?
- Я выйду и уже не буду такой дурой, а рожу от олигарха и буду сидеть у него на шее пиявкой. Будут няньки, слуги, крутая тачка. По куротам буду ездить.
- А на остальных твоих подруг где набрать олигархов? Да и откуда ты взяла, что олигархи дураки. У тебя ни образования, ни стыда ни чести ни совести. В старину о таких как ты говорили: дурной мыслями своими богатеет. Вот покуда будешь мечтать так и жизнь пройдет. На тебя даже убогий не глянет. Родителей ты замучила. Им легче живется пока ты в тюрьме. Неужели у тебя уровень интеллекта такой низкий…
- Это вы у себя в монастыре как роботы лазите, а я знаю что буду делать дальше.
- Моя хорошая мы свою душу и безгрешное тело посвящаем Богу, а ты поступаешь даже не по зверски, а хуже. Ведь ни одно животное родив потомство не бросает его на произвол судьбы, а тем более не убивает.
- Что ты ко мне прицепилась. Это ты никому не нужна калека подзаборная. Небось родители подкинули под монастырь. Теперь вот ходишь корчишь из себя праведницу.
- Родители погибли у меня на глазах. Я благодарна Богу, что помню их лица. Мне было всего пять лет. Благодарна матери и отцу, что не утопили и не убили. Что дали увидеть свет Божий и я познала благодать Божию.
- Да ну. И как же ты сиротинушка в монастыре очутилась?
- Если вам интересно я расскажу.
- Давай рассказывай. Все лучше чем на работу идти.
- Было это двадцать лет назад. Мы всей семьей на городском автобусе поехали в лес за грибами. С нами было ещё человек восемь. Солнце клонилось к закату, когда мы с полными корзинами вышли на дорогу. Помню всё до мельчайших подробностей. Почти по середине дороги, на большой скорости неслась огромная грузовая машина. Дорога была пуста. И вдруг, откуда ни возьмись, вслед за большой машиной показался черный легковой автомобиль. Теперь всё понимаю, а тогда это было как в страшном кино. Легковой автомобиль на немыслимой скорости пошел на обгон фуры, а тут на встречу появился еще один автомобиль. Этот обгонщик не долго думая жмет на газ и старается обойти грузовик с правой стороны. Людей стоящих на остановке он конечно же не видел, а когда увидел было уже поздно. Да и стоявшие увидев летевшую на них машину просто онемели или даже остолбенели от сковывающего всё тело страха. Звук удара тел об машину до сих пор стоит у мня в ушах. Люди попадали как яблоки с дерева. С каким-то стуком и гулом о землю. От сильного удара я отлетела к канаве, но тут же вскочила и покарабкалась к обочине. Моим залитым кровью глазам открылась ужасная картина, но я почему-то не испугалась. Путаясь в человеческих побитых телах стала звать маму и папу. Папу нашла сразу. Он лежал на правом боку с широко открытыми глазами и не видел меня. Я постояла рядом несколько раз позвала, но он не шелохнулся. Пошла дальше искать маму. Мы встретились глазами. Спотыкаясь я побежала к ней. Мама шевелила губами, наверное что-то мне говорила. Но у меня в голове всё шумело и я ничего не слышала. Немного приподняв голову мама взглядом среди лежавших людей искала папу, а когда увидела тихонько охнула и закрыла глаза. Я на четвереньках подползла и залезла ей под правую руку. Мама ещё раз открыла глаза, мягко улыбнулась и прижав меня к себе перестала дышать. Я видела как останавливались машины, что-то говорили люди, потом услышала звук сирен. Ко мне наклонился молоденький милиционер, но увидев мой взгляд в ужасе отпрянул в сторону. Слышала как он просил проезжавших мимо водителей взять к себе ещё живую девочку, т.к. до приезда скорой помощи она может умереть, но посмотрев на мою грязную всю в крови одежду все до единого отказывались. Потом этот же милиционер, да хранит его Господь подошел и начал поливать меня водичкой и чем-то вытирать. Приехала скорая помощь. Сразу подбежали к маме и ко мне. Еле отодрали меня от матери понесли в машину. А дальше пошли одни мучения. Во всем теле поднялась страшная боль. Мне делали уколы, обмыли, потом оказалось что врачи сделали что могли. Дай им Бог здоровья. Сначала спасали детей, а потом взрослых. Из всех стоявших на остановке погибли только мои родители, а остальных врачам удалось спасти. Сначала со мной обращались хорошо. Женщины лежащие со своими детьми подходили к моей кровати, гладили по голове, плакали, а потом снова уходили. Раза два приходила тётя папина сестра, но только кривила лицо. Может ей хотелось плакать, но как я теперь понимаю кому нужна была калека в доме. Приходил милиционер. Сколько буду жить, столько буду за него Богу молиться. Он радовался что я выжила и подолгу разговаривал со мной. Дальше больше. В больнице ко мне привыкли и потихоньку перестали обращать на меня внимание. Если плакала от боли, то начали ругать что такая большая девочка плачет, что мама с папой не придет, они умерли, и я им всем уже надоела. И жить не живу и не умираю. Только вонь от меня по всей палате. Лежала на клеенке, в туалет ходила под себя. Каждая дежурная медсестра старалась спихнуть меня другой. Начало гнить тело. Сначала ягодицы, а потом левое плечо. Это я сейчас понимаю все, а тогда все звала маму и папу. И вот однажды они пришли. Красивые оба и очень родные. Папа поцеловал меня в зашитую голову. Мама целовала ручки и ножки. Идем с нами – сказала мама и взяв меня за руки подняла с кровати. Сестрички миленькие есть рай. Тело моё осталось лежать на кровати, а я совсем другая без боли и ран, крепко держа за руки родителей взмыла в высь.
- Да это у тебя галюны были от уколов.
- Думайте миленькие что хотите, но раз вы попросили рассказать, то слушайте. Мы остановились на краю очень красивой деревни. С одной стороны избы, а сдругой пшеничное поле с очень большими колосьями. Возле каждого домика палисадники с цветами, как на улице, так и во дворе. Везде сады. Если одно деревце уже с плодами, то другое может быть покрыто весенними цветами. Конечно никаких столбов, электричества, антенн, асфальта и многих других прелестей современной цивилизации там нет.
- А как же они созваниваются?
- Очень просто. Человек думает о том с кем ему надо пообщаться, и его мысль мгновенно достигает адресата. Тот тоже это чувствует и можно так разговаривать сколько угодно.
- Ну а дальше что с тобой было?
- Дальше было всё хуже и хуже. Моя живучесть стала раздражать буквально всех окружающих. Ведь они не знали, что мои папа и мама часто забирая меня к себе хорошенько кормили, давали побегать по травке, а самое главное, что я теперь успокоилась. И терпела боль радуясь что вслед за ней придет радостная встреча с родными. Я знала, что есть такое место где у меня ничто не болит.
- Надо было там и остаться.
- Я просила об этом, но мама сказала, что мне оставаться у них ещё рано. Что я должна послужить Господу, чтобы попасть к ним. Мне начали делать какие-то уколы от которых я спала сутками. Прошёл год. И вот, однажды, открыв глаза я увидела, что на меня смотрит мама, только очень молодая. Вся светится. Одетая в белоснежную косынку и платье с большим белоснежным воротником. На шее у неё висел небольшой крестик. – Ты кто? – спросила я. Она охнула и чуть присела. Потом выбежала в коридор и кого-то позвала. В палату вошла красивая, высокая, но очень строгая женщина. Как потом оказалось это была матушка и сестры из близ находящегося женского монастыря. Она очень низко наклонилась к моему лицу, перекрестила и поцеловала в лоб. У меня потекли слезы.
– Забери меня тётенька.
- Заберу. Сегодня же заберу.
У меня в голове что-то зашумело, видимо от радости и я потеряла сознание. Очнулась я от легкого дыхания ветра на улице. Потом сестры рассказывали как матушка сурово отчитала всех в больнице и подписав какие-то бумаги забрала меня в монастырь. Как сказать забрала. Как была гниющая, вонючая так они меня на той простыне и клеенке вынесли из больнице. Я кричала от боли при малейшем резком движении. Кричала только – Забери. Забери. Молоденькие монашки несли меня на своих руках сами почти семь километров до своего монастыря. А когда принесли так со всего монастыря сбежались сестры. Все плакали и молились. Матушка дала распоряжение и меня отнесли в баню. Чувствовался запах завариваемых трав и слышно было потрескивание поленьев в печке. Откуда-то появился батюшка, который помолился, потом что-то влил в воду и было ещё одно чудо когда я последний раз видела своих родителей. Они появились из ниоткуда как всегда крепко держась за руки. Дальнейшее видение осталось в моём сердце на всю жизнь. Вдруг всю комнату в которой мне приготовили купель, озарил яркий свет. И рядом с моими родителями появилась невиданной красоты, как в сказке Царица. Она мягко улыбнулась, посыпала воду чем-то искристым, немного постояла и исчезала. Я хотела всё увиденное рассказать державшим меня, но от тепла принесшего долгожданное облегчение и большой насыщенности воздуха ароматами трав у меня закружилась голова и я закрыла глаза. В больнице меня переворачивали руками в холодных резиновых перчатках и обтирали царапающими тело тряпками пропитанными каким-то едким раствором. После такой процедуры смертельно чесалось все тело. Здесь же меня брали теплыми руками и опускали в настоящую тёплую воду. Одна из сестер держала мою голову в своих руках, а другая остригала всё что выросло и скаталось в сплошной ком волос. Ещё две очень осторожно отмывали всё сгнившее на мне. Тихонько молясь и охая от увиденного ни одна из них не отвернулась и не скривилась от запаха и вида моего ужасного тела. После купания меня положили на чистую простынь и очень аккуратно перенесли в другое здание. В чистой, уютной комнатке очень близко друг к другу стояли две аккуратно заправленные кровати одна выше другой. Та что повыше оказалась моя. Зажмурившись от боли, которую я ожидала при прикосновении тела к матрасу я с удивлением и радостью поняла что меня положили на что-то очень удобное. Матрац был наполнен сеном. Первый раз за год моей болезни под меня не подложили холодную противную клеенку. В комнату вошла та, что забрала меня из больницы.
- Ну как ты? Полегче? Уже не так болит?
- Спасибо. Я видела ту тётю, которая нарисована на картине которая стоит у вас в углу.
- А где ты её видела?
- Возле папы и мамы, она что-то блестящее сыпала в водичку.
- Слава Тебе Царица Небесная. Матушка до самой земли поклонилась к иконе Богородицы. Это была Дева Мария дитятко. Раз Она сама приходила значит будешь жить да ещё и прославишь её, Заступницу нашу. Тебе сейчас дадут козьего молочка. Ты попей и сколько сможешь и засыпай.
Игуменья перекрестила, нежно погладила меня по голове и ушла. Со мной осталась старенькая бабушка-монашка. Она напоила меня молоком и накрыла одеялом:
- Спи, а я тебе молитву спою.
На другой день открыв глаза я увидела в комнате пять сестер. Они все с напряжением и почти со страхом смотрели в мою сторону.
- Думали померла. Ты как уснула, так вот три дня и спала. Матушка сказала не трогать и не будить. Слава Богу жива. Давай дитятко будем тебя снова купать. Тебе же понравилось?
- Да.
Я смогла сесть на кровати, на большее сил не хватило, но и это была большая радость. Меня снова отнесли в баню. Держали в крутом отваре трав. К выгнившим местам приложили какую-то мазь. Весь день возле меня была одна из сестер. Кормили поили, аккуратно поворачивали, то на один, то на другой бок. На ночь принесли новый матрац набитый свежим сеном. Через месяц я уже могла подолгу сидеть. А дальше, сначала держась за руки сестер, а потом и сама начала ходить. Меня выхаживали с христианской любовью и милосердием. Такую добродетель можно встретить лишь в монастыре. Потому что там любовь от Бога, а не из за корысти или страха. Читать и писать тоже научили сестры. Стали брать с собой на службы. А так старались меня пристроить к монастырской кухне. Из больницы приезжали врачи. Слушали, смотрели всё хотели взять какие-то анализы, но матушка не дала и они постепенно оставили меня в покое. Теперь я стараюсь послужить Господу и Царице Небесной, чтобы с чистой совестью и в большой радости воссоединиться со своими родителями на небесах.
Сидящие в зале загудели. Некоторые жалели, а некоторые ругались в адрес монашки. Но заинтересованность была очень высокая. Они начали задавать вопросы крича и перебивая друг друга. Она молчала и почему-то очень внимательно смотрела в мою сторону. Это сейчас понятно почему, а тогда я гаркнула на всех сидящих и построив погнала в камеры. Заключенные начали кричать и звать, чтобы еще приходила. И эта худорба кланяясь уходящих, осеняя их крестом со слезами на глазах громко и звонко кричала:
- Приду сестрички. Приду миленькие. Обязательно приду.
Потом начальник зоны предложил ей пообедать в столовой и сказал, что отвезет в монастырь на машине. Я ещё удивилась, что она такая немощная лазит по зонам одна и ходит по улицам. Но она от еды и помощи отказалась. Мы проводили её за ворота. Оказалось, что она не одна. На улице под забором её ждали две монахини, почти старухи. Я спросила почему они не зашли. А они ответили, что заходить на территорию матушка благословила только их сестру, а им на это благословение не дано. Вот они со смирением и выполняют свое послушание. Я от непонимания и удивления повела плечами и посмотрела на них как на ненормальных. Вот это послушание. Если бы меня так в зоне слушали, а то без мата и дубины, какое там смирение. Монашки все втроем поклонились нам, перекрестились, что-то прошептали и с блаженными улыбками пошли по краю дороги. И как это у них получается. Не евши, не пивши простояв на ногах пол дня и ещё улыбаются. Видела я и не раз постоянно улыбающихся дурачков, но эти то кажется нормальные.
После визита этой изуродованной монашки только о ней и говорили. Кто обзывал, а кто и завидовал её душевному покою и окружающей любви. Я с интересом слушала споры в камерах между заключенными.
- Вот если бы нам тоже в монастыре пожить – скулила тощая туберкулёзница.
- Что, тоже козьего молочка захотела? А ещё что бы тебя купали лелеяли, а ты бы шустро их иконы на лево пустила. Там ведь встают намного раньше нашего. Мне бабушка рассказывала и пашут они как пчелы, да ещё и на службу надо ходить. Там не спрашивают что тебе нравится, а что нет, кто в авторитете, а кто туалеты мыть будет. Куда старшая сказала туда и чешут как зомби и радостные до одурения. Так что сиди и не мечтай о сладкой жизни. Я бы и дня не выдержала такой жизни. Ты вот когда последний раз вообще что-то мыла тут?
- Фу. Для этого лохушки есть.
- А я бы слушалась – подала голос вновь прибывшая заключенная – лучше работать и чувствовать себя человеком, чем жить на воле теперь после отсидки. Это же клеймо на всю жизнь.
- А мать свою алкашку и шалаву ты с собой заберешь?
- Да. Забрала бы. Там ей пить не дали бы, если бы только они нас приняли.
- Вот придет в другой раз эта овца и попросишься с ней в монашенки.
- И попрошусь. После отсидки идти мне всё равно некуда. Ни знакомые, ни родственники на порог не пустят. А в берлогу к матери, так это через неделю опять тут окажусь.
- Ну да. Это ты конечно хорошо придумала, но если в монастырь будут принимать всякий сброд вроде тебя и меня это получится хуже зоны. Здесь мы хоть эту кобылу бешеную боимся, а там видишь ли одна тётка всеми управляет. Попробуй уследи за нами. А за монашек она спокойная чего за ними бегать и дела у них клеятся. Сиди уж чучело огородное, служи нашей «мамке», она тебе «мужа» здесь подберет и может сохранишь здоровье до своего выхода, а там уж как придется, но в основном идем все обратно. Вот у бабки Клеопатры семь ходок и ничего живет и тоже улыбается. Её ни в один дом престарелых после выхода не хотят брать уж очень изобретательная в своих пыточных навыках. Она медсестрой в морге когда-то работала.
«Свежая» заключенная с ужасом посмотрела на сидящую возле окна сухенькую старушку. С виду божий одуванчик, один взгляд холодных колючих глаз выдает внутренний мир садистки-убийцы.
В другой камере, набитой зечками чуть ли не до потолка было очень тихо. Я заглянула в глазок и увидела интересную картину. На скамейке перед входом стоит худющая заключенная, а вокруг неё с сантиметром в руках вертится жилистая высокая портниха. Остальные сидят и с интересом наблюдают за происходящим.
Я подумала, что здесь всё нормально. Бабы и в тюрьме бабы. Но постояв ещё немного услышала такие разговоры:
- А если ей не понравится или скажет, что шили без молитвы или ещё что придумает?
- Значит оставим наряд для нашей Тарани. Будет у нас за проповедницу, а мы ей будем рассказывать о своих блудных помыслах.
В камере все громко засмеялись.
- Не… не откажется. Видели какая на ней одежда уже поношенная. Может после кого-то донашивает или монастырь совсем нищий. Я думаю, что ей понравится.
В этот день я подслушивала разговоры своих «подопечных» почти во всех камерах и везде слышала один и тот же вопрос: как можно быть такой счастливой и спокойной будучи такой калекой и сидя в монастыре?
Прошла неделя. Ближе к пятнице мои девчата начали нервничать и переживать и переспрашивать в очередной раз: Начальник приедет монашечка или нет?
- Да откуда же я знаю, что у неё там в голове? – отвечала я всем.
А в подсознании мне самой хотелось чтобы она пришла, не заболела. При моем здоровье я поняла, что завидую силе духа этой малявки.

С каждым годом в нашей стране растет число преступлений, совершенных женщинами. Вместе с тем растет и количество . Далее предлагаем взглянуть на то, как устроен быт заключенных женских тюрем.

Распорядок дня – это главный документ во всех исправительных учреждениях
Перед вами стандартный день заключенных на примере можайской женской колонии (ИК-5 – Московская область).

Женские колонии не делятся по видам режима на общие, «строгачи» или особые. Здесь сидят все вместе - убийцы и мелкие воришки, наркозависимые и крупные дилеры, бывшие сотрудники органов и женщины, скрывающиеся от правосудия десятилетиями.

Большая часть осужденных работает на швейном производстве. Шьют в форму для ФСИН и полиции. Иногда, стремясь отрешиться от повседневной рутины – шьют женские платья






На воле эти женщины точно не пропадут!

А это уже кадры из женской колонии в Атырау (Казахстан)

Заключенные участвуют в проекте «28 петель», в рамках которого они вяжут одежду для недоношенных детей из перинатальных центров. Женщины знают, что вещь, связанная их руками, может спасти жизнь маленькому ребенку. Многие заключенные говорят, что воспринимают это как искупление прошлых грехов.




Что касается досуга, то в женских колониях устраиваются как спортивные мероприятия, так и концерты с дисктеками

Начальники колоний считают, что женщины и на зоне должны оставаться женщинами. Потом они выйдут в мир, и задача исправительного учреждения - научить их быть полноправными членами общества. Поэтому им создают все соответствующие условия, а за неряшливость женщин наказывают.

В женских колониях даже устраивают конкурсы красоты







Еще одна особенность женских колоний – это то, что в некоторых живут дети рожденные в неволе.

Для заключенных с детьми создают специальные условия, а также идут на послабление режима. В три года детей передают или родственникам, или в детский дом.

Тюрьма – страшное место. Только посмотрите, сколько страданий в этих глазах…
Екатерина, 28 лет. Преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, срок 4 года 6 месяцев, отбыла 4 года.

Татьяна, 54 года, осуждена за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. Из общего срока наказания 4 года и 3 месяца отбыла 2 года, находится в реабилитационном центре колонии.

Яна, 28 лет. Осуждена за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, срок 5 лет 6 месяцев, отбыла 2 года.

Анна, 25 лет. Преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, срок 8 лет 1 месяц, отбыла 4 месяца.

Анастасия, 26 лет. Осуждена за убийство на 6 лет лишения свободы, отбыла 3 года.

© 2018 - 2023 Портал о маникюре